Факторы влияющие на детско родительские отношения

Подробности Просмотров: 8123

Детско–родительские взаимоотношения.

Виды и стили взаимоотношений с детьми.

Подготовила: Посохова А. А.

 

Взгляды ученых, педагогов и психологов.

  • В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
  • Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
  • При этом затрагиваются  различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

 

Типология родительских отношений Д. Бомриндома.

  • Авторитетный стиль взаимодействия
  • Авторитарный стиль
  • Попустительский стиль.

Г.Б. Степанова выделяет следующие стили воспитания:

  • Авторитарный стиль  взаимодействия.
  • Разрешительно-попустительский стиль.
  • Демократический стиль.

 

Основные стили детско-родительских отношений:

1. Авторитарный стиль

Авторитарные родители: используют силовые методы воздействия, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками, основные  воспитательные средства- строгость и наказание. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокий.

В итоге дети чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене  настроения, часто агрессивны. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость, недоверчивость. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

2. Демократический стиль

Родители уважают своих детей, учитывают индивидуальные особенности детей, не подавляют  детей строгостью, наказанием, а  разъясняют конкретную ситуацию в ходе беседы, убеждают. Используют положительную оценку.

У детей формируется чувство собственного достоинства, воспитывается          организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность. Такой ребенок уверен в себе, умеет контролировать своё поведение.  Права ребенка при этом не нарушаются.

 

Разрешительно- попустительский стиль.

Взрослые  снисходительны, нетребовательны, не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка.

Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием,  практически не знает запретов и ограничений.  Дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других.

Таким образом,  можно сказать, о том, что определенные стили семейного воспитания по разному влияют на  развитие личностных качеств  ребенка.

Самым благоприятным для гармонического развития личности ребенка является  демократический стиль воспитания.

Типы родительских позиций.

1. Чрезмерно оберегающие родители.

Родитель: преувеличенная, мелочная забота о детях, чрезмерная гиперопека, не предоставляют возможности детям самостоятельно действовать, справляться  с трудностями, преодолевать препятствия.

Ребенок: неуверенный в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверие к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни.

2. Гиперсоциальная требовательная позиция.

Родитель: требует от ребенка порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей, требования к ребенку очень высоки.

Ребенок:  А.Б. Добрович описывает вариант такой родительской позиции как навязывание ребенку роли «паинька», воспитанный, послушный ребенок.

Со сверстниками: нерешительность в общении, склонность к ссорам.

3. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель.

Родитель: Резкий перепад настроения родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей.

Ребенок: воспитывается чувство неуверенности, незащищенности, тревожности, испытывают сильную  потребность во внимании к себе

4. Устранившийся, раздражительный родитель.

Родитель: для такого родителя ребенок- главная помеха, ему навязывают роль « ужасного ребенка», создающего хлопоты, напряженные ситуации.

Ребенок: замкнут, неспособен на чем-либо сосредоточиться, старательный, но при этом проявляет себя жадным, злопамятным, жестоким.

5. Отсутствие воспитания как такового.

Родитель: У таких родителей дети предоставлены сами себе.  Контакты с ребенком носят случайный и редкий характер, ребенку представляется  полная свобода, бесконтрольность. Часто это семьи, где оба родителя страдают алкоголизмом.

6. Гипертрофированная родительская любовь.

Родитель:  Не замечают недостатков ребенка,, приписывают несуществующие достоинства. Ребенок- «кумир семьи», вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы себя не вел. Ребенка наказывают очень редко, система требований очень мягкая.

Ребенок:  Завышенная самооценка, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность, « папино, мамино сокровище».  Это делает ребенка неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная родительские адаптация.

 

Родительские отношения

Группа семей

Подгруппа

Характеристика родительского отношения

Благополуч-ные семьи

Понимающие родители

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка,  понимают и принимают ребенка таким какой он есть.  Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

 

Покровительствующие  родители

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Неблагополучные семьи

Подавляющие родители

Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый характер, много запретов и приказов.

 

Тревожные родители

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, они плохо знают  своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверенны в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки с ребенком.

Неблагополучные семьи

Отстраненные родители

Родительская позиция негибкая, жесткая, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования к ребенку.

 

Отвергающие родители

Родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его  проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

 

Рекомендации родителям:

  • Необходима  согласованность требований всех членов семьи в воспитании собственного ребенка.
  • Требования  должны предъявляться  авторитетно, соблюдать серьёзность, твердость тона, но при этом быть справедливым и последовательным.
  • Проявлять деликатность, уметь разговаривать с ребенком и выслушивать его, проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение.
  • Уметь выбрать время и место для  разговора с ребенком « по душам».
  • Положительный детский поступок должен подкрепляться оценкой ( поступил как внимательный сын, как добрый человек)
  • Уметь понять ребенка и мотивы его поступков, чтобы, встав на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, а главное – при выборе приемов воздействия опираться на лучшее, что есть в ребенке.
  • Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив быть разумно требовательным и в меру строгим!

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский

 



Закрыть ... [X]


ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕТСКО -РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЕМЬЕ Как в агенте поставить статусы

Факторы влияющие на детско родительские отношения Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Факторы влияющие на детско родительские отношения Характеристика детско-родительских отношений реферат
Факторы влияющие на детско родительские отношения 1.2.Факторы, влияющие на детско-родительские
Факторы влияющие на детско родительские отношения Детскородительские взаимоотношения
Факторы влияющие на детско родительские отношения Букеты из конфет в Москве - Вкусные подарки сладкие букеты из
Факторы влияющие на детско родительские отношения Ведущий на свадьбу в пинске - Свадебный каталог города Пинска
Факторы влияющие на детско родительские отношения Главная : НоваОпт - необычные подарки оптом
Как сделать донку с кормушкой? Комплименты про губы в стихах, в прозе Помним, любим, скорбим картинки с надписями скачать бесплатно Прикольные статусы про пятницу Пятница новые прикольные фото, анекдоты, видео