Отношения в системе учитель родитель

«Формирование толерантных отношений в системе «учитель» - «родитель» с применением тренинговых упражнений.

Родительский дом - начало начал" - слова, знакомые каждому из нас.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, но именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. И здесь роль педагога- классного руководителя, - в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Он - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребёнка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы.

Системное изменение всех параметров образовательного процесса, освоение новой миссии и новых ценностей предполагает переход педагогов на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества и сотворчества с родителями.

    «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование  единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Самое сложное в этой работе – посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс.

Дело это очень деликатное, поэтому следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая может произойти. Дело в том, что не все родители бывают в восторге от таких посещений. Бывает, что некоторые стесняются показать свои жилищные условия, бедную обстановку. Случается, что один из домочадцев постоянно выпивает, - и это, по понятным причинам, также сдерживает гостеприимство родителей. Иногда нельзя встретиться из-за занятости родителей на работе. Встречаются агрессивно настроенные родители или родители, которые не видят и не хотят видеть в школе партнера и т.д. По всем этим причинам такую форму работы с родителями, как посещение семей можно использовать в зависимости от ситуации.

 Одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Классное родительское собрание проводиться, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определения целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем  и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление проведения родительского собрания.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, медицины, правоохранительных органов и др.

Совет ученого. Профессор Н.Е.Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов, как:

       обращение к чувству родительской любви и ее уважение;

       умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижением предваряющей положительной оценки;

       высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

 Правильное, эпатийное,  заинтересованное слушание родителя педагогом пришедшего с проблемой! Встреча с доброжелательным расположением, желание выслушать и помочь. Применив эти простые приемы Вы можете  установить доверительные отношения и предотвратить назревающий конфликт.

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

 В беседе с родителями учащихся

  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
  2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.
  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

При подготовке и проведении  родительского собрания

  1. Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.
  2. Не следует превращать родительское собрание в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.
  3. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.
  4. Разнообразьте формы проведения родительского собрания, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.

При посещении семьи ученика

  1. Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и будет поставлена в неудобное положение. Тогда психологический микроклимат будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.
  2. Не ходите в семью только с жалобой на ребенка.
  3. Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

Приложение по практической части

1 Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей и педагогов.

Учителям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, обобщение с которым у них вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен в разных техниках.

Затем создается портрет того родителя, обобщение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

- какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в портрете? Встречали ли вы таких родителей?

- Что вы чувствовали при создании портрета такого родителя? Есть ли в вашей группе такие родители?

- Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?

2.Упражнение «Записки о ненужном…».

Цель: избавление от негативных мыслей, агрессии, тревожности и др.

Учителям предлагается прописать или прорисовать (на выбор) негативную ситуацию, тревожащую его, оставившую в памяти негативные воспоминания. Далее предлагается избавиться от ненужного (например, смять или порвать листочек) и выбросить в корзину с мусором.Конец формы



Закрыть ... [X]


Отношения "педагог - педагог Отношения "педагог - родители ученика Как сделать чтобы игра быстрее загружалась

Отношения в системе учитель родитель Учитель и родители : система взаимоотношений «Образование Ямала»
Отношения в системе учитель родитель Материал по теме: «Формирование толерантных отношений в системе
Отношения в системе учитель родитель Учитель ученик родитель: взаимоотношения Публикация в журнале
Отношения в системе учитель родитель Педагогическая этика при общении с родителями обучающихся
Отношения в системе учитель родитель Взаимоотношения в системе Педагог - ребенок - родители
Школа: взаимоотношения родителей и учителей. Мои Дети Бикрост : технология укладки, как крыть крышу и стелить Вопрос-ответ Губа на передний бампер Mark II x90 Selfmade Production Как сделать фотостудию дома. Портретная фотография дома Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста Мастер-класс Лены Крыгиной: как правильно красить ресницы По уши в ОГЭ и ЕГЭ!: ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из