Значение права в рыночных отношениях

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль гражданского права в формировании рыночной экономики

.1 Основные концепции правопонимания при определении роли гражданского права

.2 Сущность рыночной экономики

.3 Роль государства в формировании рыночной экономики

Глава 2. Функции гражданского права по формированию рыночной экономики

.1 Общие функции гражданского права

.2 Цели гражданского права по формированию рыночной экономики

Заключение

Список использованных истопников и литературы

Введение

Актуальность темы. В условиях перехода России к обществу с рыночной экономикой, строительству правового государства и создания в стране нового правового порядка в системе российского права происходят глубокие изменения.

С развитием рыночных отношений возникает острая необходимость формирования действенного законодательства, эффективно защищающего интересы собственников и способствующего свободному перемещению товаров и услуг, обладающего реальной возможностью регулировать имущественные и неимущественные отношения. В связи с этим отечественное законодательство переживает этап активного преобразования, становления, поиска адекватных и эффективных путей регулирования отношений, способствующих всемерному развитию государства. Это одно из доминантных направлений правовой политики государства.

В настоящее время осуществляется реформа гражданского законодательства. Начало реформы было положено принятием Указа <garantF1://12061467.0> Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно данному Указу совершенствование гражданского законодательства должно осуществляться в том числе в целях дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений. Таким образом, Президент РФ подчеркнул в данном указе, что рыночные отношения в настоящий момент вышли на новый уровень. В связи с этим изучение роли и функций гражданского права на современном этапе формирования рыночной экономики представляется особо актуальным.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере гражданско-правового регулирования рыночных отношений.

Предметом исследования выступают роль и функции гражданского права в формировании рыночной экономики.

Целью настоящего исследования выступает анализ роли и функций гражданского права на современном этапе развития рыночной экономики.

Задачами настоящего исследования являются:

анализ роли гражданского права в формировании рыночной экономики;

исследование сущности рыночной экономики и цели государственного регулирования рыночной экономикой;

характеристика функций гражданского права при формировании рыночной экономики.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Роль гражданского права в формировании рыночной экономики

.1 Основные концепции правопонимания при определении роли гражданского права

В построении системы российского права ключевое положение занимает понятие самого права. От того, насколько концептуально правильно избраны основное направление и основные подходы к его пониманию и определено его место в системе общенациональных средств, воздействующих на общество в целом и его отдельных граждан, зависит работоспособность и результативность всех систем и права. При этом речь идет не о формулировках, в которых выражается понимание права (они важны, но могут и не совпадать в изложении отдельных авторов), а о схеме (основных параметрах) самого понятия права, обеспечивающей максимальную эффективность его воздействия на жизнеспособность общества и государства в конкретных исторических условиях их существования.

В настоящее время, как отмечает профессор М.И. Байтин в монографии «Сущность права», обозначились два различных направления правопонимания: нормативное (нормативно-материалистическое) и широкое.

Нормативно-материалистическое определение права в обобщенном виде сформулировано М.И. Байтиным следующим образом. «Право - это система общеобязательных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений». Можно спорить по поводу отдельных формулировок данного определения понятия права, но его смысловое содержание один к одному отражает нормативно-государственную природу права.

В становление и развитие современного нормативного понимания права большой вклад внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.А. Аржанов, С.Н. Братусь, М.П. Карева, М.С. Строгович, А.О. Халфина, И.Е. Фарбер, В.Н. Кудрявцев, И.С. Самощенко, А.Ф. Шебанов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, Ю.А. Тихомиров и многие другие советские и российские ученые-правоведы.

Что касается широкого понимания права, то прелюдией к нему послужили концепции, выдвинутые еще в советской правовой науке С.Ф. Кечекьяном, А.А. Пионтковским, А.Г. Стальгевичем, Я.Ф. Миколенко, Д.А. Киримовым, Е.А. Лукашевой.

Указанные концепции получили дальнейшее развитие в российской правовой науке в трудах академика РАН В.С. Нерсесянца, члена-корреспондента РАН Г.В. Мальцева и ряда других ученых, которые еще более расширили и без того широкое определение понятия права.

В учебнике для вузов «Общая теория права и государства» при изложении вопроса о широком понимании права В.С. Нерсесянц исходит из того, что право - это формальное равенство, всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, это всеобщая справедливость и т.д. «Как объективные свойства права, так и характеризуемая ими сущность права относятся к определениям права в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют законодательству». Как видно, приведенное широкое понимание права базируется на естественно-правовой концепции. В связи со сказанным В.С. Нерсесянц применяет дуалистическую теорию в понимании права. «В принципе, - пишет он, - возможны дефиниции понятия права в его различении с законом и дефиниции права в его совпадении с законом».

При понимании права в его совпадении с законом он дает следующее определение права. «Право - это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения. Государственно установленная и защищенная система норм должна быть нормативной конкретизацией (т.е. конкретизацией в виде определенных норм) принципа формального равенства. Только в таком случае система норм будет системой права, здесь определяется отличие права от неправа».

Против данного определения права трудно приводить какие-либо серьезные возражения, если не считать неопределенности понятия принципа формального равенства. Если в это понятие включить, как утверждает автор, такие компоненты, как абстрактно-всеобщую меру, формальность свободы и справедливости, то от позитивного права, в рамках которого дается определение, мало что остается.

Еще дальше расширение понимания права рассматривает и член-корреспондент РАН Г.В. Мальцев. «Сейчас трудно предсказать детально, каким станет право в XXI веке, - пишет он, - но ясно, что понимание права будет совершенно иным по сравнению с тем, которое сегодня владеет нашим разумом. Оно будет основано на интеграции общественного и естественно-научного знания, на существенном переосмыслении привычных для нас представлений о связях общества, природы, космоса, биологического и социального, материального и духовного, рационального и иррационального».

Однако Г.В. Мальцев не дает своего широкого определения понятия права. Использование термина «понимание» права, по всей вероятности, не тождественно «понятию» права. Что же касается возможностей конструирования широкого понятия права с позиций позитивизма, то Г.В. Мальцев весьма негативно относится к этому. По его словам, «юридический позитивизм» не способен выработать субстанциональное понятие права и развить соответствующее правопонимание обсуждать проблемы права в содержательных и качественных аспектах.

Если под субстанциональным понятием права понимают широкое определение того, что представляет собой право как практический регулятор общественных отношений, то указанная неспособность науки ассоциируется с широким пониманием права. Не случайно Г.В. Мальцев в своей объемной монографии не только не дает, но даже и не пытается дать такого понятия, поскольку оно вообще относится к неопределенным понятиям.

При определении реально существующего живого права необходимо предельно четко различать два вида институтов и норм, которые могут оказывать воздействие на общественные отношения и поведение отдельных членов общества. Один вид объединяет правовые нормы в собственном смысле этого слова, выступающие в качестве юридических регуляторов общественных отношений в каждом конкретном типе общества.

Второй вид составляют социальные неправовые нормы, нормы этические и нравственные, религиозные нормы, определяющие естественные потребности людей и их уклад жизни, различного рода институты, воздействующие на мировоззрение людей и правила в отношениях между собой и в обществе, другие механизмы и структуры неправового характера (в области образования, культуры, традиции и т.д.).

Институты и нормы первого и второго видов действуют на общество и на сознание (поведение) отдельных людей совместно, нередко дополняя друг друга. Более того, они оказывают прямое влияние друг на друга (например, право на религию влияет на образование, на правила поведения людей в обществе), а в отдельных случаях проникая друг в друга (например, нормы справедливости в систему правовых норм).

Важно, однако, подчеркнуть, что институты и нормы разных видов действуют на объединенной основе, не теряют своей индивидуальности. Право считается правом, нравственность права - ответственностью, религия - религией и т.д. Поэтому определение понятия права возможно исключительно в рамках юридического позитивизма. Сказанное не означает, что проведение научных исследований в области влияния на формирование и применение других неправовых институтов и норм на право неоправданно. Наоборот, оно весьма полезно для права, как и для воздействия направленных систем, институтов и норм.

С учетом сказанного право как объективную категорию, а не как субъективное право, можно было бы определить следующим образом.

Право - это система правовых норм, содержащихся в принимаемых им, санкционируемых государством и органами местного самоуправления законах и других нормативных актах (источниках права), основанных на принципах справедливости, удовлетворения интересов народов, проживающих в Российской Федерации или на его отдельных территориях, обеспечения жизнедеятельности общества и безопасности государства, исполнение которых осуществляется добровольно, а при отсутствии добровольности - принудительно через суды и иные правоохранительные органы государства.

В данном определении отражена нормативная концепция права, но не в ее классическом варианте, а как концепция, основанная на верховенстве многонационального народа России в определении государственной политики в области права. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Право выполняет, или, во всяком случае, должно выполнять, функции одного из самих эффективных средств в деле осуществления государством власти в интересах народа. Поэтому нормативную концепцию, заложенную в вышеприведенное понятие права, условно можно именовать народно-нормативной концепцией современного российского права.

В понятии права указываются принципы, на которых должно быть основано право. Это принцип справедливости, принцип удовлетворения интересов народов, проживающих в РФ или на его отдельных территориях (имеется в виду сфера применения соответствующей правовой нормы, которая может быть не только федеральной, но и региональной и муниципальной, и даже территорией одного порта, когда речь идет о деловых обычаях), и принцип обеспечения жизнедеятельности общества и безопасности государства. Важно отметить, что названные принципы в само понятие права не входят. Они относятся к сфере, оказывающей непосредственное воздействие на формирование права, и сопровождают право в течение всего времени его действия, вплоть до его примненеия. Именно по соотношению соответствующих правовых норм с воздействующими на них указанными принципами и следует судить о том, хороша или плоха та или иная правовая норма.

Нельзя также не заметить, что в определении понятия права отсутствует ссылка на волю народа, формирующего право. И это сделано не случайно. Законы, иные нормативные правовые акты, принимаются, как правило, не народом, а Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и ведомствами, региональными органами государственной власти, органами власти муниципальных образований и т.д. Нормативные акты принимаются всенародным голосованием крайне редко, лишь в самых исключительных случаях. Обычно это имеет место при одобрении текста Конституции <garantF1://10003000.0>. В связи с этим не исключены случаи, когда отдельные законы и иные нормативные акты принимаются в угоду отдельным фракциям и группировкам депутатов, чиновникам, группам, лоббирующим заказы наиболее влиятельных в стране крупных компаний, и даже отдельных бизнесменов, и т.д.

В понятии права говорится об удовлетворении интересов народа, которое может относиться не только к настоящему, но и к будущему времени, особенно в условиях переходного периода на пути к новому обществу, который переживает в настоящее время современная Россия.

В определении понятия права воспроизводится действующее позитивное право России. Это в первую очередь выражается в формуле закрепления правовых норм в законах и других нормативных правовых актах, принимаемых или санкционируемых государством и органами местного самоуправления. Тем самым подчеркивается, что закон и «другие нормативные правовые акты» не противостоят праву, как это утверждают, например, В.С. Нерсесянц и Г.В. Мальцев, а наоборот, являются тождественным понятием. «Закон - это зеркальное отображение права». Если хорош закон, т.е. соответствует тем принципам, о которых говорилось выше, хорошо и право. Если плох закон, т.е. не соответствует указанным принципам, плохо и право. В практике, как известно, встречаются как хорошие, так и плохие законы, но это ни в какой мере не должно оказывать влияния на само понятие права. В современный период становления и укрепления централизованного российского государства теории, направленные на подрыв и девальвацию закона, объективно ущербны для государства, какими бы красивыми и долговременными соображениями (рассчитанными на XXI век) они ни мотивировались.

В данной связи нельзя согласиться с выводами Г.В. Мальцева. «Характерное для многих разновидностей юридического позитивизма, - пишет он в уже названной монографии, - отождествление права с системой законов помимо серьезных концептуальных потерь сильно привязало юридическую науку к воле законодателя, привело к тому, что из юриспруденции выпало самое главное - право».

Не случайно прогнозы Г.В. Мальцева о будущем праве довольно пессимистичны. Они обращены в прошлое, но не в будущее.

Подтверждением этому служит весьма одобрительное отношение к высказываниям отдельных ученых с Запада, заявляющих, что «в сфере права распадение централизованных единств, крупных целостных структур должно положить конец «господству закона», оно уступит место саморегулированию нормативной импровизации членов независимых социальных ячеек».

В изложенном понятии права сделан акцент на добровольности применения норм права гражданами, организациями, публично-правовыми образованиями. Вместе с тем сохраняется возможность принудительного применения права судами и другими правоохранительными органами государства. Сказанное не означает, что в понятие права включаются и правоотношения.

Категория права является динамической системой регулирования общественных отношений в России. Право изменяется в зависимости от изменения тех общественных отношений, которые им регулируются. При этом следует иметь в виду, что в переходный период происходит движение от одного типа общества к другому.

Подобного рода изменения права имеют более частый характер, нежели чем в сложившемся обществе. Поэтому понятие стабильности закона в современной России все еще не может иметь самодовлеющего значения.

И, наконец, последнее о понятии права, определяемого с позиции позитивизма. Неотъемлемой частью определения является охрана естественных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Как сказано в ст. 18 <garantF1://10003000.18> Конституции, «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В их число входят право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право на частную собственность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на отдых, право на образование, свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова, право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, право на судебную защиту прав и свобод и др.

Таким образом, позитивистские и естественно-правовые концепции не противостоят друг другу. Они объединяются в одном определении понятия права.

1.2 Сущность рыночной экономики

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), это одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, которое было достигнуто путем невероятно длительного процесса. Причем надо учитывать, что понятие, признаки рынка на разных исторических этапах развития общества различны. Нынешний рынок несравненно сложнее, чем, например, 30-50 лет назад, и характеризуется рядом специфических черт.

Рыночная экономика свободной конкуренции фактически никогда не функционировала в чистом виде. Государство вмешивается в регулирование рыночных отношений по многим причинам. С конца ХIХ в. происходит расширение государственного вмешательства в экономику. Меры, принимаемые государством в этом направлении, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольное регулирование, регулирование цен, протекционизм, квотирование, социальная защита населения и т.д. Роль государства в регулировании экономических отношений зависит от типа, характера существующей социально-экономической системы - систем, переходных к рынку (к ним относится современная Россия), и систем стран со сложившимися рыночными отношениями (Германия, Франция, США, Великобритания, Испания, Канада и др.).

Поскольку Россия находится только на этапе формирования рыночной экономики, встает проблема, по какому пути ей развиваться.

В советский период в условиях отсутствия частной и господства государственной собственности государство в полном объеме регулировало экономику с использованием авторитарных, административно-командных методов. В нынешних условиях практически отсутствует прямое, директивное управление экономикой со стороны государства. Одновременно нельзя допускать стихийного процесса создания рынка, ибо это может привести и порой приводит к возрастанию роли и значения криминальной экономики, уклонению от уплаты налогов, к появлению новых монополистов-частников и т.д. Главными направлениями экономической политики должны быть: развитие подлинной конкуренции, увеличение доли частного капитала, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, создание эффективной, разумной системы налогообложения, системы социальной защиты населения. Государство решает при этом основную задачу - создание правовых основ рынка, без которых невозможно функционирование рыночного механизма.

Важное значение имеет определение рыночных отношений как правоотношений. Они характеризуются как экономическими, так и правовыми признаками. С экономической точки зрения рыночные отношения признаются таковыми при следующих условиях: неограниченное число участников конкуренции; свободный доступ на рынок и такой же выход из него; мобильность трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов; полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками; свободное предпринимательство и возмездность и др. При этом надо иметь в виду, что рыночные отношения не тождественны экономическим, последние значительно шире по своему содержанию и существуют в любом обществе, при любой экономической и политической системе. Рыночные же отношения действуют лишь при определенных условиях и характеризуются чертами, указанными выше. По своей структуре их можно понимать в узком и широком смысле слова. В узком - имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон; в широком - это рыночные отношения в узком смысле плюс налоговые, финансовые, банковские, трудовые (например, по социальной защите безработных), отношения, возникающие из приватизации, и др.

Поэтому нельзя согласиться с авторами, которые рассматривают рынок лишь как товарный рынок, то есть как сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части. В соответствии с этим определением из структуры рыночных отношений исчезают те отношения, без которых немыслима предпринимательская деятельность, - банковские, налоговые, финансовые, лицензионные и др. Тем более что рыночные отношения никак не могут ограничиваться предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Надо иметь в виду, что в литературе проводится различие не только между рыночными и предпринимательскими отношениями, но и между предпринимательскими и коммерческими, торговыми отношениями, которые также являются составными частями рыночных отношений.

Активными субъектами рыночных отношений признаются многие государственные органы, например, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Таможенный комитет РФ, которые своими решениями в значительной степени определяют условия предпринимательской деятельности, но сами непосредственного, прямого отношения к производству, обмену, купле-продаже товаров не имеют.

Рыночные отношения существуют в объективной реальности, обладают специфическими чертами, регулируются нормами права, которые представляют собой целый комплекс, именуемый в литературе нередко как «рыночное, экономическое законодательство».

Если существуют гражданско-правовые, финансовые, налоговые, банковские и другие правоотношения, регулирующие отдельные виды отношений в сфере рынка, то почему нельзя все правоотношения, складывающиеся в этой сфере, определить как рыночные правоотношения?

Рыночные правоотношения характеризуются либо наличием специальных субъектов права, правоспособность которых направлена преимущественно на участие в рыночных отношениях (акционерные общества, коммерческие организации, производственные кооперативы, банки, государственные и муниципальные предприятия и т.д.), либо участием в этих отношениях государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления, обладающих по своему правовому статусу определенными правами в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в денежно-кредитной сфере.

Право, как известно, делится прежде всего на две «суперотрасли» - публичное и частное. В СССР категории «публичное право» и «частное право» были фактически изъяты из научного оборота известным высказыванием В. И. Ленина при принятии ГК РСФСР 1922 г.: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». То есть после революции 1917 г. в России деление права на публичное и частное было категорически отвергнуто, и только сейчас, в условиях становления правового государства, стали выделяться эти две основные группы отраслей российского права.

В начале 90-х годов господствовала идея преобладания частноправовых начал в регулировании общественных отношений. Так, С.С. Алексеев настаивал на необходимости отказа от правовой системы, где доминируют публичные начала и превалируют конституционные вопросы, управленческие проблемы, уголовное преследование и т.д. По его мнению, право только тогда право, когда в нем центральное место занимает частное право. Гражданский кодекс - своего рода конституция гражданского общества.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлев подчеркивает, что формирование системы нормативно-правового регулирования экономических отношений идет стихийным образом, без опоры на тщательно отработанную теоретическую концепцию. Главная трудность создания такой концепции - решение проблемы соотношения публичного и частного права, от которого зависит содержание нового законодательства, механизм воздействия государства на общественные отношения и степень его эффективности. Он считает ошибочным негативное отношение к публичному праву, публичное право представляет не меньшую социальную ценность, чем частное. Основное значение частного права для отечественного правопорядка, исторически всегда строившегося на жестких, централизованных началах, заключается, как правильно отмечает Е.А. Суханов, прежде всего в устанавливаемых им ограничениях необоснованного, произвольного вмешательства государства в экономику, имущественный оборот. С другой стороны, механизм свободного рынка и государственное регулирование должны работать во взаимодействии. Важная роль при этом принадлежит нормам публичного права, в частности, нормам административного права, которые регулируют взаимоотношения органов исполнительной власти и основных рыночных структур.

Необходимо четко разграничивать сферы частного и публичного права и применять соответствующие механизмы регулирования там, где они уместны. Публично-правовые механизмы пригодны для регулирования управленческой деятельности государственных финансов и налоговых отношений, социального обеспечения, защиты прав собственников и предпринимателей, а нормы частного права опосредуют отношения собственности, товарно-денежного оборота, отношения сторон как равных партнеров и т.п. Нельзя при этом забывать, что публичный интерес как олицетворение государством интереса общества возникает только тогда, когда появляется частный интерес.

Наибольший массив правовых норм, регулирующих данные отношения, относится к гражданскому праву. Именно гражданское законодательство регулирует имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон, именно оно безоговорочно признается правовым фундаментом регулирования рыночных отношений. Вместе с тем предпринимательские договоры регламентируются не только гражданским законодательством, но и актами других отраслей: валютного, финансового, таможенного, налогового и др. В научной литературе в связи с этим совершенно правильно обращается внимание на ст.40 <garantF1://10800200.40> Налогового кодекса РФ, которая устанавливает определенные изъятия из общепризнанного принципа свободы договора. Все остальные виды рыночных отношений регулируются нормами различных отраслей права. Попытки некоторых ученых разработать какой-либо один нормативный акт, регулирующий рыночные отношения, нельзя признать удачными. Так, предлагается принять Предпринимательский или Торговый кодекс, которые бы наряду с ГК <garantF1://10064072.0> РФ регулировали все рыночные отношения. Если посмотреть структуру этих кодексов, то увидим, что они включают в себя и административно-правовые, и гражданско-правовые, и финансово-правовые нормы. Иначе говоря, они охватывают самые разнородные отношения. Это означает невозможность отнесения этих отношений к какой-либо отрасли права, поскольку важнейшим критерием подразделения системы права на отрасли наряду с методом является предмет регулирования. Как справедливо замечает С.В. Поленина, на практике достаточно часто именуют отраслью права то, что в действительности является отраслью законодательства. Она категорически возражает против попыток искусственного привнесения в процесс структурирования системы права не присущего ей на уровне отраслей и подотраслей признака комплексности. Таким образом, принятие Предпринимательского или Торгового кодексов в том виде, как сейчас предлагается, практически невозможно, поскольку они регулируют разнородные общественные отношения, тем более такие, которые уже урегулированы действующим законодательством. Можно говорить лишь о систематизации действующего законодательства в сфере рыночных отношений в форме инкорпорации, то есть об искусственном выделении предпринимательского законодательства на основе действующих правовых норм.

1.3 Роль государства в формировании рыночной экономики

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной, «безгосударственной» рыночной модели. В России это многими воспринято как аксиома, идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет, с его многовековой традицией сильной центральной власти, однако доведенной в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.

Системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и ранее. В XXI в. важнейшей предпосылкой успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, стала регулирующая роль государства. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции, например:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов.

Такая классификация удобна для анализа, хотя и довольно условна. В действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и распределении доходов.

Основа любой экономической системы - институт собственности. Собственность, по словам экономистов, есть общественное явление, свободное от влияния законов эволюции, которому подчинен материальный и интеллектуальный мир. Как известно, тип экономической системы страны определяется соотношением политических сил в обществе, закрепленным в виде конкретной политической системы, и находится под влиянием социальной структуры общества, которая также фиксируется Основным законом. Таким образом, право собственности как государственно-правовой институт может быть определено как гарантированная государством власть собственника над вещью или иными материальными и нематериальными благами (потенциально используемыми в хозяйственных целях), ограниченная законом в той мере, в какой это соответствует потребностям политической, социальной и экономической систем государства.

В главе «Основы конституционного строя» Конституции РФ правовому регулированию экономической системы России посвящены ст. 8 и <garantF1://10003000.9>. Причем собственно вопросам регулирования экономических отношений, действующих в рамках определенного экономического строя, посвящена преимущественно ч. 1 ст. 8 <garantF1://10003000.801> Конституции РФ. Анализ ее содержания позволяет отметить значительный прогресс в правовом оформлении рыночной экономики в нашей стране по сравнению с предшествующими конституциями.

Однако терминов «рыночная экономика», «рыночное хозяйство» действующий Основной закон, в отличие от проекта, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ, не содержит. Конечно, как справедливо отмечает В.В. Гребенников, вопрос не в терминах, а в сути - в нормативных характеристиках экономического режима, провозглашенных Конституцией <garantF1://10003000.0> РФ. Однако на фоне того, что законодатель закладывает в общую характеристику конституционного строя страны целый ряд новых понятий: демократическое государство, правовое государство, социальное государство, восстанавливает в Основном законе термин «светское государство», - отсутствие в ней термина «рыночное хозяйство» выглядит, по меньшей мере, странно.

В то же время характеристика экономического режима, заложенная нормой ст. 8 <garantF1://10003000.8> Конституции РФ в целом соответствует сложившимся представлениям о современной рыночной экономике. Нельзя не отметить специфики нормативно-правового регулирования этих отношений, порожденных особенностями исторического развития страны. В частности, ст. 8 открывается словами об установлении гарантий единства экономического пространства. Нетрудно догадаться, какими именно событиями, связанными с ростом сепаратистских настроений руководителей отдельных регионов, вызвана эта конституционная формула. Более того, закрепляя в ст. 8 принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, законодатель усиливает его дополнительной гарантией, установленной в ст. 74 <garantF1://10003000.74> Конституции России. Ею предусмотрен прямой запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории России.

Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы. Так, если централизованно-распорядительной (командно-распорядительной) системе свойственна в основном так называемая государственная форма собственности на средства производства, значение права в рыночных отношениях то рыночная экономика чаще всего опирается на весь спектр форм и отношений собственности, исходит из принципа их равных прав на существование.

Глава 2. Функции гражданского права по формированию рыночной экономики

2.1. Общие функции гражданского права

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему в этой системе особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли (элементы данной системы) различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций.

Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Иначе говоря, оно имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных (и неимущественных) взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. С помощью гражданско-правового инструментария участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов.

Очевидно, что такое содержание и направленность этой функции обусловлены особым, частным характером отношений, входящих в предмет гражданского права. Это отличает ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определенный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.

В.В. Долинская считает, что гражданское право дает формы экономического саморегулирования практически во всех своих институтах.

Термин «саморегулирование» употребляется учеными-цивилистами для определения роли гражданского права в регулировании экономических отношений: «Регулятивная функция гражданского права заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования».

Представляет интерес и точка зрения О.Н. Максимовича, согласно которой саморегулирование в сфере действия гражданского права представляет собой проявление гражданско-правовой диспозитивности, в рамках которой субъект гражданского права может не только по своему усмотрению участвовать в правореализационных процедурах (приобретать и осуществлять права и др.), но и в определенных пределах создавать правила поведения, т.е. осуществлять гражданско-правовое саморегулирование.

Охранительная функция гражданского права также имеет важное значение для формирования рыночной экономики, поскольку имеет первоочередной целью защиту имущественных и неимущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного и неимущественного состояния (статуса) добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков. Ясно, что ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимостной природой регулируемых товарно-денежных отношений.

Важный аспект охранительной функции составляет также предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов.

Наиболее отчетливо эта функция выражена в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. Здесь охранительная функция гражданского права тесно переплетается с его основной, регулятивной функцией. В оформлении же личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, в гражданском праве в целом преобладают защитные (охранительные) задачи.

2.2 Цели гражданского права по формированию рыночной экономики

Пределы и возможности правового регулирования определяются не только объектом, но и целью правового регулирования. В науке обращается внимание на возможность определения целей в праве, юридических целей. Правовое регулирование направлено на установление желаемой схемы, модели правового отношения членов сообщества, которое должно сложиться в результате такого регулирования. Причем цель права может рассматриваться и как объективная, и как субъективная категория. Она объективна, поскольку определяется условиями жизни, реально существует в различных проявлениях, закрепляется в действующем законодательстве и его реализации. С другой стороны, цель права, как и всякая цель, субъективна, ибо формируется сознанием людей, выражается в законотворчестве и реализуется в процессе сознательной деятельности людей. В результате с объективной точки зрения в целях саморазвития самой экономики лучше, видимо, было бы ориентироваться на американскую модель, где роль государства в регулировании экономических процессов незначительна. Но, учитывая сегодняшние реалии сложившейся экономической ситуации в стране и еще не сформировавшийся окончательно рыночный менталитет российских граждан следовало бы придерживаться немецкой модели развития рыночных отношений, где роль государства значительна и достаточно высокий уровень социальной защиты граждан. Вместе с тем, как верно подчеркивала Р.О. Халфина, в самом начале становления в России рынка мера внешнего воздействия на экономику должна быть такова, чтобы не подрывать способность к саморегуляции. При этом нужно учитывать, должно ли принимаемое законодательство распространяться только на переходный период к рыночной экономике или содержать в себе нормы, рассчитанные на применение в условиях уже ее функционирования. Представляется, что отдельные законодательные акты должны соответствовать переходному периоду (например, нельзя спешить с полной приватизацией естественных монополий, ликвидацией контроля за экспортом продукции и др.), другие должны быть рассчитаны на условия сложившегося рынка (развитие частноправовых форм собственности во всех отраслях производства и т.д.). Причем нормативная система должна улавливать динамику рынка и в зависимости от нее устанавливать степень жесткости правил. Более твердые правила необходимы на начальном, переходном этапе становления рынка, общеобязательность которых помогает нейтрализовать негативную деятельность недобросовестных его участников. При сложившемся рынке значительная часть общепринятых правил поведения уступает место свободному усмотрению сторон, инициативе, самостоятельности субъектов рынка, развитию договорных отношений.

собственность рыночный экономика публичный

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Современное регулирование экономических отношений вызывает потребность в особом юридическом механизме, оптимально сочетающем публично-правовой и частноправовой аспекты, базирующиеся на специальном правовом режиме, который обеспечивает гарантии прав и законных интересов субъектов права.

Пределы государственно-правового регулирования общественных отношений определяются необходимостью учета объективных экономических закономерностей и возможностей оптимального государственно-правового воздействия, обеспечивающего развитие российской и мировой рыночной экономики. При этом не могут игнорироваться общечеловеческие, государственные и частные интересы субъектов экономических правоотношений.

Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный, односторонний процесс. Это весьма сложное, многостороннее явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и правовые, политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие, выходящие за рамки прямых взаимоотношений государства, права и экономики, факторы. Обратное воздействие государства и права на экономику играет при этом чрезвычайно важную роль.

Государственно-правовое регулирование экономики в рыночном хозяйстве можно определить как основное проявление экономической функции права, представляющее систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Список использованных истопников и литературы

Нормативные акты

.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 330.

.Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2008. - № 29 (часть I). - Ст. 3482.

Литература

.Алексеев С.С. Не просто право - частное право // Известия. - 1991. - 19 октября.

5.Байтин М.И. Сущность права. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права. - 2001. - 416 с.

.Баренбойм П. Торговый кодекс России // Российская юстиция. - 1994. - № 12. - С. 22-24.

.Белов А. Государство и частное предпринимательство // Право и экономика. - 2008. - № 2. - С. 41-43.

8.Богданов Е.В. Специфика и социальное значение предпринимательских договоров // Журнал российского права <garantF1://5012295.0>. - 2002. - № 1. - С.56-58.

.Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1: Общая часть / отв. ред. Е.А. Суханов <garantF1://5547057.0>. - М.: Норма, 2008. - 640 с.

.Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Манускрипт, ТЕИС, 1996. - 246 с.

.Долинская В.В. Частноправовые формы и методы экономического саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика <garantF1://5595809.0>. - 2009. - № 2. - С. 22-25.

.Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М.: Норма, 2010. - 950 с.

.Иванов А.В. О соотношении понятий «коммерция» и «предпринимательство» и особенности предпринимательства в сфере строительства // Юрист. - 2001. - № 5. - С. 39-43.

.Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991. - 256 с.

.Концепция стабильности закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. - М., 2000. 230 с.

.Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. - 2001. - № 6. - С. 39-42.

.Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.44. - 486 с.

.Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. - 1975. - № 4. - С. 29-32.

.Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999. - 486 с.

.Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. - Казань, 2007. - 234 с.

.Мельников В.В. Роль института собственности в формировании социально ориентированной рыночной экономики // Образование и право. - 2010. - № 1. - С. 39-43.

.Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. - М.: Юстицинформ, 2008. - 240 с.

.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М: Норма, 2009. - 580 с.

.Попондопуло В. Ф. Понятие коммерческого законодательства Правоведение. - 1997. - № 1. - С. 17-21.

.Российское государство и право на рубеже тысячелетий. Всероссийская научная конференция // Государство и право. - 2000. - № 7. - С.9-39.

.Суханов Е.А. Современное развитие частного права в России // Юрист. - 2001. - № 3. - С.3-7.

.Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: Бек, 1995. - 468 с.

.Халфина Р.О. Что необходимо для правового обеспечения рынка // Советская юстиция. - 1993. - № 2. - С.5-7.

.Халфина Р.О. Право и переход к рынку Российский экономический журнал. - 1992. - № 7. - С.54-57.




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Сущность и значение договора.: В рыночной экономике договор Поговорка что это ожегов

Значение права в рыночных отношениях Диссертация на тему «Роль права в регулировании экономики
Значение права в рыночных отношениях Роль и значение в изучении Гражданского права в условиях
Значение права в рыночных отношениях 1. Понятие и значение договора Справочник юрисконсульта
Значение права в рыночных отношениях Формирование гражданского права в условиях рыночной
Значение права в рыночных отношениях Роль и ценность права в современном обществе
Значение права в рыночных отношениях Рыночные отношения (Market relations) - это
Значение права в рыночных отношениях Государство в рыночной экономике
Значение права в рыночных отношениях 100 лучших идей: красивые журнальные столики в интерьере на фото
Банановые маффины. Маффины с бананом и шоколадной крошкой. Рецепт Вопрос-ответ - Стоматология Димак Жизнь после «Дома-2 что случилось с известными Как поздравить парня с месяцем отношений? Мебель из мебельного щита, дерева и ДСП своими руками ПМС за сколько дней до месячных должны начинаться проявления

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ